Deprecated: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls in /home/admin/web/psykonsultacii.ru/public_html/common/data/lib/Zend/Cache/Backend.php on line 66
Психологические услуги - Человек сквозь призму наук

Человек сквозь призму наук

 Иванова Т.А.

С давних времён различные науки стремились к изучению сложной и многогранной природы человека. Каждая наука изучает человека с одной из сторон и включает в себя множество теорий, рассматривающих эти стороны с различных граней. Несмотря на длительное изучение человеческой природы, многие её явления и процессы до сих пор остаются непознанными и едва ли познаваемыми в ближайшее время. Главная сложность изучения человека состоит не только в широте и глубине его природы, но и в совпадении субъекта и объекта познания в этом процессе и в нашей субъективности: наш мозг и наши органы чувств несовершенны, мы не можем утверждать, что не имеем границ в познании всей полноты окружающей действительности и себя самих. Ещё одна проблема заключается в том, что научное знание требует строгости, чёткости, системности и заданных границ объекта изучения, что ведет к ограниченности познания и его сосредоточении на аспекте разума при игнорировании чувственного и интуитивного аспектов познания, интегрированных в мистические и религиозные учения, но в большинстве случаев остающихся за пределами научного знания.

Главным образом, изучением человека занимаются гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, подходы которых к дуальной природе человека, включающей взаимодействующие и взаимосвязанные душевные и телесные процессы и явления, кардинально отличаются. Гуманитарные науки уделяют больше внимания душевно-духовному компоненту человека, а естественнонаучные – телесной составляющей человеческой природы. Для изучения какого-либо явления необходим анализ, заключающийся в разделении этого явления на составляющие и изучении отдельных его составляющих независимо друг от друга, что создают проблему утраты взаимосвязи между этими элементами и целостности, которая несводима к сумме своих частей. Помимо душевно-духовного и физического компонентов человеческой природы, в науках о человеке активно изучаются социальный и культурный контекст его жизни, составляющий отдельную научную и действительную реальность. Проблему синтеза полученных из разных источников и проанализированных нами знаний о человеке и его природе решает взаимодействие различных научных дисциплин, учитывающих взаимосвязанность, взаимозависимость и взаимное дополнение её компонентов.

Изучение человека предполагает вовлечённость и тех наук, которые не занимаются непосредственным изучением человеческой природы. К примеру, для проведения научных исследований зачастую требуется определённое оборудование, разрабатываемое в физических дисциплинах, а для обработки полученных в результате исследования данных необходима математика. Помимо этого, науки, не занимающиеся изучением человека, поставляют полезный и интересный материал с точки зрения изучения продуктов человеческой деятельности (например, изучая математику, можно открыть некоторые закономерности человеческого мышления).

Кроме того, для полноты изучения человеческой природы необходимо равновесие между практическим и теоретическим типами познания, которые находятся в тесной взаимосвязи и продуктивное применение которых возможно только в их взаимодействии.

В настоящее время широкое развитие получают интегральные науки, позволяющие преодолеть раздробленность и противоречивость общей научной картины изучаемых явлений, понять их взаимодействие и взаимопроникновение, синтезировать различные компоненты человеческой природы. Изучение человека раскрывает перед ним всё новые и новые возможности, однако, таит в себе множество опасностей в случае отсутствия опоры на важнейшие этические принципы гуманизма при получении и использовании новых знаний.