Если Самость спроецирована, человек попадает в удивительное состояние восхищения некой личностью, на которую он проецирует свою Самость; человек испытывает невероятное очарование и почитание этой личности, что может принести ему пользу в виде возможности учиться у этой личности. Если человек проецирует Самость на кого-то по-настоящему мудрого или превосходного, он может многому научиться. В этом секрет многих чудесных исцелений: люди проецируют Самость на личность целителя, и невероятным обаянием и верой в этого целителя они исцеляются от разного рода психологических или психосоматических заболеваний. Таким образом, проекция служит в качестве средства для исцеления человека.
Гораздо чаще, однако, такое поклонение действует отрицательно и приводит к инфантильному отказу от себя, ползанию, так сказать, на брюхе перед другим человеком, раболепию перед великим лидером, духовным гуру или кем угодно. При такой проекции человек теряет себя в инфантильности, так и остаётся незрелым. Такие люди часто очень фанатичны в своём восхищении; они защищают предмет своего обожания от нападок врагов и купаются в славе своего учителя через отождествление. Проекция бережёт их от необходимости совершать усилия во имя собственных достижений. Великая личность сделает всё вместо них, а их задача - только аплодировать и восхищаться. Они не прилагают никаких усилий, чтобы стать более образованными, более мудрыми, более самостоятельными и независимыми. Такая проекция может просто уничтожить личность.
Естественно, это также влияет и на человека, на которого падает проекция. Если у человека инфляция, и он злоупотребляет властью над толпой поклонников и последователей, это возымеет катастрофические последствия. Но я знаю, что на Дальнем Востоке существуют мастера, которые знают об опасности инфантильной зависимости и не принимают проекции. Они направляют таких послушников и учеников обратно к их собственной духовной задаче.
***
Большой опасностью для профессионалов психологической помощи является потенциальное влияние на жизнь другого человека. Вспомните, например, об идее того, что является нормой. Терапевт может иметь свои идеи о нормальности и думать, что другой человек должен стать нормальным. Это вмешательство, власть отношений. Возможно, судьба или бог, или то, что вы можете назвать великой силой мироздания, не хочет, чтобы человек был нормальным. Так откуда же терапевт знает, что человек должен быть нормальным? В конце концов, что он считает нормальным? Буржуазные идеи терапевта о нормальности не должны быть навязаны бедному человеку, которому предназначено быть совсем другим.
Когда человек приходит к вам с проблемой, вы, будучи честным, должны сказать: "Я не знаю, где возникает проблема". Любые идеи, которые у вас есть о пациенте, являются просто предрассудками. В самом деле, вы должны сказать: "Я не знаю, в чём ваша психологическая проблема". Мы не можем знать судьбу человека. Например, однажды я наблюдала сны маленькой семилетней девочки, которые были похожи на сны умирающего человека. Так вот, на самом деле у девочки обнаружили онкологию, и она могла умереть в течение двух или трёх лет. Я не знала этого, когда изучала эти сны. Они быть необычными. Это были сны старой, мудрой личности. Как видите, вы не можете строить теории о том, какой должна быть жизнь другого человека. Сон - это единственная вещь, которая исходит из глубин самого больного, и если мы пытаемся понять его сны, максимально абстрагируясь от всех возможных предрассудков, мы можем услышать, что психическая глубина пациента рассказывает ему о нём же. Мы, психотерапевты, всего лишь переводчики снов.
Аналитик, подытожив, должен сказать человеку, который слишком "незрелый": "Ваша собственная психическая глубина думает, что вы чересчур незрелы, и это наносит вред вашему здоровью". Это не мнение аналитика - это то, что совместно они извлекли из сна человека. Часто - и это означает, что толкование дошло до адресата - пациент чувствует, что это не мнение аналитика. Когда сон интерпретируется правильно, у анализанда происходит щелчок, и он говорит: "Да, это оно". Толкование произвело впечатление, и, вероятно, дало пациенту мотивацию изменить свою жизнь. А если вы посоветуете этому же человеку так: "Послушайте, вы часто ведёте себя, как подросток, и это вредит вашему здоровью" - человек не будет слушать, потому что он слышал всё это раньше. Если же его собственные сны таким образом будут "высмеивать" его, тогда есть больше шансов, что человек действительно изменит своё поведение. Я могу сказать вам точно, что в данном случае человек, который вёл себя в жизни незрело, покраснел и этим продемонстрировал, что такая интерпретация сна попала в цель.
Итак, будучи юнгианскими аналитиками, мы следуем за сновидениями. Мы работаем с пациентом над обнаружением их смысла. Работая совместно с терапевтом, пациент не чувствует, что на него была надета смирительная рубашка из понятий о нормальности и предрассудков об адаптации. Пациент следует своим собственным внутренним указаниям, сообщённым ему его же собственной психикой. Так что анализ - это обучение человека умению слышать свой внутренний голос посредством снов и умению следовать ему.
***
Сложность в том, что никто не имеет от природы некоего правильного представления о своей собственной ценности. Никто не знает, как много или как мало он или она стоит. Я имею в виду, спросите кого-нибудь: "Вот, если честно, ты великий человек или ты маленький человек? Насколько маленький или насколько великий ты по сравнению с другими?". Любой признает, что он не имеет об этом понятия. Это субъективное ощущение. Либо есть чувство неполноценности, когда кто-то чувствует себя маленьким червём в земле, либо есть мания величия, когда кто-то чувствует себя избранным человеком, превышающим средний уровень. Большинство людей колеблются между этими двумя полюсами. У невротиков это доходит до крайностей, а у нормальных людей это происходит менее экстремально, но у всех бывают дни, когда они чувствуют себя никем, и дни, когда они чувствуют себя на вершине мира. Это естественное колебание, и можно назвать человека нормальным, когда его самооценка строится из того, чего этот человек достиг, чем и кем себя окружает и так далее. Но всё это это весьма неопределённая вещь, на самом деле.
Любое отсутствие баланса в этом вопросе - самоуничижение или возвеличивание себя - оказывает раздражающее действие на окружающих. Чтобы узнать, если ли у человека инфляция, нужно посмотреть, действует ли он или она другим на нервы. Если так, то, пожалуй, имеет место переоценка или недооценивание себя, ибо с инфляцией человек может испытывать либо чувство превосходства, либо чувство неполноценности. Чувство неполноценности - всего лишь завуалированная инфляция. Если кто-то чувствует себя неполноценным, в реальности в нём говорят амбиции; человек хочет быть кем-то большим, чем он есть. Кто-то хочет быть великим человеком и знает, что реально это не так. Неполноценность - это такая же инфляция и, следовательно, действует другим на нервы.
Иногда люди приходят и говорят: "Ну, вы знаете, я не могу этого сделать. Как вы думаете, я могу сделать это? Вы знаете, я не способен, я так глуп, я не умею думать и так далее". Тогда я говорю: "Так, прекратите нести чушь. Займитесь своим делом". Они действительно устраивают пляску-самолюбование из величания себя неполноценными и неспособными. Это действует очень раздражающе.
***
Пока звезда не упала на него, Гильгамеш думал, что он великий человек. Он был царём, он был героем, он был крепостью своего народа. Но теперь он видит, что этого мало. То, чему поклоняются люди - это звёздный камень, нечто великое в нём и не заключающееся только в мощи его коллективной роли. Во сне люди целуют ноги звезды, а не ноги Гильгамеша. Они падают ниц перед звездой, что выявляет её истинное величие. Таким образом, во сне есть также нечто поучительное для Гильгамеша: «Не принимай все почести и все комплименты, что люди преподносят тебе. Они поклоняются звезде в тебе. Это твоя обязанность - стать уникальной личностью. То, чему они поклоняются в тебе, - не ты. И это тяжкий груз». И с этих пор, согласно эпосу, Гильгамеш становится слугой своей уникальности, своей героической задачи, которая заключается в поиске бессмертия."
***
Повешенный - это своего рода негативное обожествление. В конце концов, Бог западной цивилизации - тоже повешенный. Это означает момент возвышения в духовной сфере и признания в качестве Бога, но за счёт издержек в человеческой реальности. Он является, так сказать, подвешенным в вечности, и его человеческая реальность умирает. Раньше, например, немцы вешали своих узников в честь Вотана. Когда ветер раскачивал их тела на виселицах или на деревьях, это означало, что Вотан брал их к себе. Христос тоже был повешен, распят; его обвинили в желании стать Царём Иудейским. Карой стало отрицательное обожествление: "Если хочешь быть Царём Иудейским - будь им! Но в негативной форме". Подвешенность также означает быть в подвешенном состоянии, быть зависшим.
***
Высшая форма любви - она непременно с крупицей соли.
***
Там, где существует институция, люди, как правило, становятся инфантильными и желают регулярно "сосать" деньги из учреждения, получать кредиты и стипендии, то есть использовать организацию в качестве великодушной матери. Университеты в прошлом, да и теперь, так и называют - Альма-матер, кормящая, благодетельная мать. Я думаю, что одним из признаков действия архетипа пожирающей матери можно назвать инерцию. Все крупные институты склоняют к некоторой инерции. Они не гибки и поэтому, так сказать, представляют собой материальные блоки, попав в пределы которых, люди, имеющие выраженный материнский комплекс, чувствуют себя сыто и хорошо. Поэтому пожирающая мать может быть легко спроецирована на предприятие или любую большую организацию, институт, университет или даже на государство. Некоторые организации даже имеют женские имена и в прошлом были представлены образом тучной дамы. Америка, например, по-прежнему презентует себя статуей огромной женщины. Но, по крайней мере, та держит факел, что немного улучшает ситуацию.
***
С рекой мы часто сраниваем поток жизни, поток времени. Время-река, что оканчивается в океане вечности. Жизнь - это река, которая начинается с молодого ручейка и в конце концов втекает в море божественного. С рекой в притчах сравнивают постоянно движущиеся, меняющиеся события нашей жизни и нашу постоянно меняющуюся психику как субстанцию, что переносит нас по жизни.