Deprecated: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls in /home/admin/web/psykonsultacii.ru/public_html/common/data/lib/Zend/Cache/Backend.php on line 66
Психологические услуги - Истерический характер

Истерический характер

Иванова Т.А.

Истерический характер формируется на эдипальной стадии психосексуального развития (возраст 3-5 лет), когда у ребёнка появляются интересы к вопросам пола. В этот период жизни он становится особенно инициативным и пытается заслужить внимание родителя противоположного пола, конкурируя с родителем своего пола в традиционном варианте развития. Задача этой стадии – формирование гендерной идентичности и способности строить отношения с противоположным полом, что достигается благодаря идентификации ребёнка с родителем своего пола, чтобы в отсроченном будущем заполучить желаемое внимание родителя противоположного пола. 

Как формируется истерический характер?

Если на эдипальной стадии что-то идёт не так, и ребёнок становится объектом эксплуатации взрослых, а его интерес к вопросам пола и здоровая конкуренция используются в качестве мишеней для родительских манипуляций, велик риск, что ребёнок застрянет на этой стадии, унося в свою взрослую жизнь запутанные проблемы, связанные со сферой любви и сексуальности. Людям с истероидным характером свойственно использовать в качестве опорных защитных механизмов вытеснение и диссоциацию, поскольку со стороны родителей их влечения подвергаются жестоким осуждениям, нередко с двойственным посылом соблазняющего поведения по отношению к ребёнку. В страхе перед наказанием ребёнок вынужден блокировать возникающие у него влечения и побуждения к соперничеству, из-за чего во взрослых отношениях эти импульсы проявляются уже косвенно и могут вызывать болезненную психосоматическую симптоматику при угрозе их осознания.

Признаки истерического характера

1)  Болезненность тем любви, отношений и сексуальности. Для человека с истерическим характером именно тема любви и отношений является главной сферой его реализации себя и источником его представлений о себе, мерилом успеха и самооценки. Этот человек может предельно концентрироваться на вопросах отношений, превращая их в единственный предмет для обсуждений с другими людьми, сексуализировать любые отношения с противоположным полом и заниматься подспудным соперничеством с людьми своего пола.  Однажды соблазнённому и отвергнутому истероиду очень трудно выйти за рамки эдипального треугольника, ситуацию которого он продолжает воспроизводить в своих новых отношениях.

2) Склонность к построению отношений по типу «любовных треугольников». Эдипальная ситуация включает трёх главных действующих лиц – маму, папу и ребёнка, и если в отношениях между родителями и ребёнком на этом этапе происходят сбои, вырастая, ребёнок, вместо того, чтобы строить отношения с партнёром без третьих лиц, нуждается в том, чтобы повторять ситуацию своей травмы, выбирая заранее несвободных партнёров и ситуацию половой конкуренции, либо изменяя своему партнёру. Как правило, своего постоянного партнёра истерическая личность воспринимает, как стабильного, но довольно скучного, т.к. он становится для неё воплощением родительской фигуры, внимания которой недостаточно для подтверждения её привлекательности и значимости.

3)  Расщепление между влечениями и чувствами. Для истерической личности характерны проблемы с сексуальной сферой, которые возникают в связи с тем, что эта сфера пропитана для неё чувствами тревоги и стыда. Несмотря на то, что истероидная личность всеми силами стремится заполучить внимание противоположного пола и может порой агрессивно демонстрировать собственную сексуальность, при попытках установить сексуальный контакт с человеком, к которому у неё возникают чувства, могут наблюдаться половые дисфункции, которые усугубляют переживания стыда и вины.

4) Демонстративность, отчаянный поиск внимания и повышенное внимание к собственной привлекательности. Истерическая личность нередко представляет собой человека очень яркого, в крайних случаях вычурно выделяющегося из толпы и склонного к драматической демонстрации и усилению собственных эмоциональных реакций в присутствии публики. Этому человеку важно находиться в центре внимания, затмевая собой потенциальных конкурентов среди окружающих людей одного с ними пола и получить признание со стороны противоположного пола. Эти люди могут быть жадны до внимания, делая всё возможное для его получения. При этом нарочитость их эмоциональных реакций часто не соответствуют их подлинным переживаниям, которые, на контрасте с демонстрируемым вовне, нередко отличаются поверхностностью и изменчивостью на внутреннем уровне.

5) Преимущественное использование защитных механизмов вытеснения и диссоциации. В связи с тем, что истерическая личность с ранних лет вынуждена стыдиться своих влечений и вытеснять всё, что связано с сексуальностью, она привыкает к механизмам вытеснения и "отщепления" собственных импульсов. В отличие от отрицания, механизм вытеснения характеризуется тем, что личность имеет возможность соприкоснуться со своим импульсом, но он тут же проваливается за пределы осознаваемого ей, находя выход через психосоматические симптомы или внезапную амнезию событий, связанных с травматичными переживаниями. Защитный механизм диссоциации также работает при столкновении истерической личности с опытом, затрагивающим её болезненные темы, и характеризуется отщеплением части личности, в процессе которого происходит отчуждение от собственного тела, либо от части своего «я», которая переживает этот опыт.

Психотерапия истерического характера

В процессе психотерапии истерической личности важно приблизиться к разрешению и завершению эдипальной ситуации через проработку чувств стыда и вины в ситуациях, связанных с сексуальностью и соперничеством. В этом процессе стоит соблюдать осторожность, бережность к переживаниям клиента и удобному для него темпу работы, поскольку излишняя спешка может привести к обострению психосоматической симптоматики и ухудшению не только психологического, но и физического состояния личности с истерическим характером.  Главная цель работы здесь – это принятие клиентом себя, интеграция и постепенное склеивание расщеплённых частей его травмированного «я».