Патопсихология религиозного опыта или Каким людям в эзотерике и оккультизме делать нечего

Арина Георгис (религиовед-психолог, психолог-сексолог)

Татьяна Иванова (клинический психолог, психоаналитик)

Введение

Для современного человека важна духовная составляющая жизни. На данный момент «религиозный рынок» перенасыщен. Люди изо дня в день гонятся за новыми ощущениями, смыслами, концептами. Но для каждого ли человека открыты двери в мир оккультизма и эзотерики? Мы считаем, что нет. И если личность не готова к осознанию и принятию духовного опыта, то знакомство с этими сферами может пагубно отразиться на здоровье человека и его социализации.

Такая готовность формируется исходя из многих факторов. Особое внимание в данной публикации мы обратим на мотивации человека, который начал заниматься оккультизмом, на трансформацию этих мотиваций, также много внимания уделим психологии переноса, компенсации и пр. На приведённых примерах проследим, как происходит искажение мышления, восприятия, памяти, вследствие чего нарушается социализация, и неподготовленный человек перестаёт ориентироваться в реальности.

О духовной жизни

Мы не будем в данной публикации выяснять то, существует ли астрал, Божества, Бог, Архитектор Вселенной, духи, учителя и пр. Оставим эти вопросы теологии и той же эзотерике и оккультизму. Также не будем выяснять, существует ли истина, и какая религиозная школа к ней приводит, и приводит ли вообще. Для нас важно показать, почему личность начинает разрушаться при столкновении с феноменами, к встрече с которыми она была изначально не готова. И выяснить, почему некоторые люди находят в эзотерике и оккультизме смысл жизни и прекрасно социализированы, а другие, тем не менее, теряют и здоровье, и работу, и прочее.

Неспроста с самой древности религией занималось определённое сословие людей. Обучение магическим практикам передавалось от учителя к ученику. Существовали тайные организации и ордена (некоторые подобные ордена существуют до сих пор), где людей обучали разным практикам. В лоне той же церкви то и дело возникали мистические направления, так как с духовной жизнью были связано не только блаженство, обретение смысла, но и многие опасности, от которых хотели защитить религиозные организации, помогая и сопровождая личность на пути её религиозной жизни. Из истории религиозных организаций мы знаем, что иногда духовная жизнь сопровождалась массовыми психозами (кликушество, видения, иерусалимский синдром) и индуцированным бредом, когда целая организация полностью сливалась с лидером и принимала все его установки и просьбы, иногда идя на верную смерть. (Например, 18 ноября 1978 года 909 членов секты «Храм Народов», в том числе более 200 детей, выполняя приказ своего ненормального религиозного лидера, Джима Джонсона, совершили массовое самоубийство, приняв цианистый калий, а лидер деструктивной религиозной организации «Врата Рая» велел всем членам секты собрать чемоданы, принять огромные дозы снотворного и запить их водкой. Таким образом, погибли 39 человек, включая самого Эпплуайта. История знает и много других примеров, когда лидер индуцирует своей бредовой системой членов духовной общины.)

Исходя из этого, становится очевидным, что к вопросам духовной жизни нужно подходить серьёзно, так же как и к идее выбора учителя или школы. На данной момент литературу по эзотерике и оккультизму можно купить в любом книжном магазине, даже в «Роспечати» в виде журналов «Тайная сила», «Тайная власть», где раньше торговали только газетами и канцтоварами. Многие авторы предлагают своим читателям овладеть невероятными способностями. Обещают, что, занимаясь магией, те смогут внести в свою жизнь любовь, богатство, достичь вершин карьерного успеха за короткое время. На самом деле это звучит так же, как похудеть без диет и физических нагрузок за две недели. Звучит так же бредово. Некоторые разочаровавшиеся люди, после того, как не получается кидать файерболы и призывать Учителей, начиная с третьего спиритического сеанса, разочаровываются в оккультизме и бросают. А некоторые – нет, продолжают пробовать и захламлять свой разум литературой, в которой иногда противоречия идут одно за другим. Практиковать всё и сразу. Медитации, Таро, вуду, чёрную магию, демонологию, — при этом иногда оставаясь уверенными христианами. Если это разовое и недолгое увлечение, то оно может быть относительно безвредным, так как человек ищет себя.

Иногда, если практик всё-таки находит подходящую литературу, а не рыночный ширпотреб, он может действительно решить важные экзистенциальные и другие задачи: понять, в чём его путь и цель, стать более эффективным и в целом гармоничным и пр.

А теперь вернёмся к эзотерикам и шизотерикам. Чем эзотерик отличается от шизотерика в нашем понимании (не единственно верном, конечно), и почему шизотерикам нечего делать в эзотерике и оккультизме?

1. Любую вещь можно довести до крайности. Если «дрочить тарошки» каждый день по несколько часов, то это может довести до бреда отношения, когда во всём человек будет видеть тайные знаки и толкования. Сходить в магазин за булкой или не сходить? Переспать с Толей или Колей? Как ко мне относится начальник и весь отдел? Карты Таро, скажите, на какой энергетике прожить следующий день? Вот у Коли Маг главный аркан в личности, а у Пети — Повешенный, с Петей не надо планировать семью, даже пробовать. На работу лучше в субботу не выходить, у меня же карта дня 10 мечей? Конечно, если до такой крайности довести, жить в обществе станет очень тяжело. На работу в субботу нельзя, с Петей ни-ни. Таким образом, можно древнюю глубокую гадательную систему превратить в инструмент десоциализации. Эзотерик такими закидонами страдать не будет, а шизотерик — очень вероятно. Карты же всё знают: и про начальника, и про Машку из соседнего подъезда.

2. Астралы и внетелесные путешествия. Эти темы тоже можно догнать до крайности и начать страдать ахинеей. Выйти в астрал в наши дни до сих пор модно среди эзотериков. Очень многие самостоятельно пытаются это сделать, покупают кучу литературы. Раньше шли к учителю-наставнику, шли заниматься в разные группы, перенимали друг у друга опыт. Это снижало риск, который может возникать в результате таких практик. Теперь же нередко человек самостоятельно пытается постигнуть этот опыт сразу после прочтения книги, игнорируя авторитетных наставников и опыт других людей, объединённых в группы, пренебрегая риском. Это приводит к десоциализации и тем клиническим случаям, о которых далее пойдёт речь.

3. Демонология и медиумизм (ченнелинг). Открывая для себя способы взаимодействия с разными силами, архетипическими образами, сущностями, богами и демонами и пр. оккультист проводит ритуалы, инвокации, эвокации, читает гимны, восхваляет и пр. Будучи человеком в здравом уме и социализированным, будучи членом соответствующего общества, он будет делиться опытом внутри своего сообщества, а не побежит в церковь или на улицу, чтобы миссионерствовать, как шизотерик. Оккультист будет понимать, что его опыт — не единственно верный, но ценный и единственный именно для него, — тогда как шизотерик будет утверждать, что боги, сущности, учителя, пророки общаются только с ним и через него, сообщают ему ценную информацию, в которую надо верить на 100%. Оккультист же, когда сомневается, делится сомнениями с близкими людьми, наставником, членами своей группы, сохраняя критичность мышления.

Далее мы опишем несколько патопсихологических случаев того, как эзотерик превращается в шизотерика. Для начала очень важно понять мотивацию человека, заинтересовавшегося эзотерикой или оккультизмом. Что направило его на этот путь, чем занимался человек до этого. Если человек этим занимается, — очевидно, ему в жизни не хватало чего-то важного, значимого, существенного. Иногда одной из его мотивацией является власть, установление своего контроля, своей доминанты над остальными. Причём эзотерику или оккультизм он выбирает по той причине, что не может достигнуть этой цели иными методами. Чтобы снизить риск превращения в «шизотерика», человеку необходимо вовремя обратить внимание на эти потребности и либо насытить их, либо с помощью самоанализа разобраться в том, что за ними стоит, и насколько он действительно в этом нуждается. Лишь после решения таких проблем стоит начинать серьёзную практику. Попытки решить бытовые проблемы эзотерическими способами можно сравнить с забиванием гвоздей микроскопом. Неэффективно, глупо, чревато порчей инструмента и гвоздей. Именно это и происходит с психикой людей, которые пытаются использовать её скрытые возможности не по назначению. К примеру, в стремлении «наколдовать» деньги вместо того, чтобы их заработать, пытаясь сэкономить энергию, человек рискует довести себя до предельного истощения, поскольку магическая практика является намного более энергозатратной, чем применение простых человеческих навыков трудоустройства. Перегруженная и разбалансированная несоответствием поставленных задач оптимальным способам их решения, психика выходит из строя.

Все приводимые далее примеры являются обобщённым представлением того опыта, с которым сталкивался автор, и не описывают конкретных людей. Возможные совпадения случайны.

А., 27 лет, замужем, с ребёнком, неоконченное высшее образование. Всегда была мягкая и мечтательная, работала в сфере услуг, брак неудачный, мужа не любит, постоянные измены, сексуально невротизирована. В клинику попала с онейроидным синдромом. После двух месяцев лечения она рассказала свою историю. Её уже давно не устраивала её работа и семейное положение, она считала, что в жизни может достигнуть большего, но не знала, как. Наткнулась на книгу «Внетелесные путешествия», тема её увлекла, покупала новые книги, ходила на курсы. Узнала, что через астрал можно влиять на окружающую реальность. Начала экспериментировать, ей стало казаться, что у неё получается. У Ж. начались видения, что она получала информацию из неизвестного источника, как проводит время её муж, что о ней думает начальство. Встретилась в ином измерении с учителями. Потом получила информацию, что она мировой учитель и главный оккультист в стране. Учителя сказали, что ей надо бросить работу и заниматься важными посланиями всему человечеству. Когда она мыла посуду, ей казалось, что она находилась в космическом корабле. Со временем «астральное пространство» почти полностью вытеснило её реальную жизнь. На работе заметили, что она постоянно отвлекается и разговаривает сама с собой. Она стала забывать даже простые вещи, снизилась концентрация внимания. Когда ей дали на работе больничный, чтобы она отдохнула и пришла в себя, дома её странное поведение ещё более усилилось. В результате она попала в психиатрическую больницу, где пробыла полгода.

В этом случае показано, как мотивация власти, отсутствие самореализации, сексуальная неудовлетворённость и проблемы в супружеских отношениях привели её к психическому расстройству, а занятия эзотерикой стали лишь плодородной почвой для его развития. Вполне возможно, что эзотерическое увлечение явилось пусковым механизмом для развития синдрома, поскольку на первых этапах духовная практика способствует «размягчению» границы между сознанием и бессознательным личности. И если «эго» не является достаточно крепким, человек тонет в своих желаниях при первом же столкновении с ними, теряя связь с реальным миром и критику. Мы видим, как женщина постепенно десоциализировалась и потеряла связь с реальностью.

К., 40 лет, в браке, взрослая дочь, 20 лет. Опыт с чакрами. Увлекалась раскрытием чакр и поднятием энергии Кундалини. Одно время она ходила на тренинги, чтобы открыть все чакры, достичь внутренней гармонии. Первое время она чувствовала себя очень здоровой. Потом что-то пошло не так. Она перестала узнавать лица и голоса своих родственников. Ей казалось, что её осуждают, что ей угрожают, хотя никаких угроз в реальности ей не было. У неё было ощущение, что она видит мысли других людей, и все настроены к ней враждебно. В этом состоянии она была госпитализирована. До самой смерти четыре раза в год она госпитализировалась. Прожила так всего два года.

Нам неизвестно, была ли она склонна к психотическим состояниям. Однако из этой истории становится понятно, что практики Кундалини могут быть небезопасны для людей определённого склада. Мы можем предположить, что в её психике не хватило развитых адаптационных механизмов, чтобы справиться с теми изменениями личности, которые может вызвать духовная практика. Если человек неспособен отследить эти изменения и совладать с ними, его психика переживает серьёзный стресс, который рискует вылиться в декомпенсацию и дезадаптацию.

С., 30 лет. С 15 лет интересовалась оккультизмом, духами, каналами, печатями, общением с ангелами. Ходила на разные семинары, посвящённые осознанности, открытию астрального зрения. Пробовала практиковать как в группе, так и дома. В один момент её посетил инсайт, что она может считывать людей, знает важную информацию про каждого. Действительно, первое время что-то совпадало. Так она убедилась в своём магическом даре. Она почувствовала, что может оказывать внимание на людей. Наряду с этим начались проблемы с памятью и вниманием. Иногда она забывала, что делала несколько часов назад. Когда она видела, что с человеком что-то происходило, считала, что это она повлияла. Появились ложные воспоминания. Когда у человека сгорел дом, она сказала, что это она отомстила магическим образом за его плохие дела. Когда один её знакомый заболел, она осознала, что это произошло, потому что он её обидел в прошлом. Читая страницы совершенно незнакомых ей людей в интернете, она думала, что вся их жизнь наполнена тайными посланиями к ней. Пыталась выключить компьютер, но не хватало силы воли. Пыталась всем отвечать на тайные послания. Потом ей начало казаться, что одна женщина «оказывает на неё воздействие в астрале», «проводит ритуалы», чтобы нанести ей вред, приближая тем самым её погибель. Пробовала отбивать «астральные атаки», но это плохо помогало. Со временем ей начало казаться, что целый круг людей оказывает на неё воздействие. Как-то, отбиваясь от очередной «астральной атаки», выбежала из квартиры в неизвестном направлении, пока не потерялась. Её нашли работники полиции. Она не могла вспомнить, ни как зовут родственников, нигде она живёт. Её госпитализировали. Она говорила, что управляет людьми, как марионетками, а когда её освободят — будет работать личным оккультистом Владимира Путина, а женится на ней Стас Михайлов.

При патопсихологическом исследовании выявились серьёзные нарушения памяти, мышления, восприятия. Через четыре месяца лечения в стационаре выписали домой, диагностировав параноидальную шизофрению. Идея ущерба дезактуализировалась, оккультизмом заниматься больше не хотелось. С. смогла устроиться продавщицей в магазин. При внезапной актуализации бредовых идей принимала лекарства.

Надо понимать, что есть эзотерика и шизотерика. И только процентов 10 соответствующей литературы содержит определённую долю ценных мыслей, а остальная часть является низкопробной литературой, которая содержит сильно искажённую информацию и может расшатывать психику изначально неуравновешенных людей. Авторы этого ширпотреба никогда не берут на себя ответственность за практики, описанные в книгах. Почему существуют религиозные организации, ордена? Ведь кроме эзотерического знания есть ещё традиции, толкования, опыт людей аналогичной практики, которые уже сделали свои ошибки и могут предостеречь других. В организациях осмысливается и фильтруется духовный опыт, происходит активный обмен знаниями, создаются приёмы, которые повышают безопасность определённых практик.

В процессе патопсихологического анализа клинических случаев и соответствующей литературы мы выделили следующие факторы риска, которые могут превратить эзотерика в «шизотерика».

1. Во-первых, это личностная незрелость, размытость границ и неустойчивость «эго». Человеку, который не разрешил свои психологические проблемы с помощью самоанализа или психотерапии, трудно не привнести их в свою эзотерическую практику. При подавленном стремлении к власти он начнёт посылать «лучи зла» врагам, при неустроенной личной жизни — крутить  романы с инкубами и суккубами. В психологии такой механизм называется «компенсацией». Нехватка внутренних опор приводит к тому, что человек теряется в ситуации столкновения со своим непроработанным бессознательным, поскольку не готов совладать с энергиями такой колоссальной силы, не способен удержать их и направить на что-то конструктивное. Его «эго» буквально затопляет бессознательным, из-за чего у «шизотерика» нередко разворачиваются галлюцинации, которые он принимает за видения, и бред, который он путает с «голосами богов».

2. Во-вторых, это факторы материальной и социальной дезадаптации. В эзотерику часто приходят потерянные люди, которые страдают от неспособности к тому, чтобы устроиться на работу, заработать деньги, а порой и самостоятельно себя обслужить. Среди них немало «маменькиных сыночков», сидящих на шее у родителей в 30-40 лет и мечтающих в два счёта наколдовать себе богатство, успех и жену. Есть среди них и люди, погрязшие в хронической долговой яме, которые мечтают отвадить коллекторов порчей и нашаманить себе внезапное наследство. Такие люди не хотят решать человеческие проблемы человеческими способами, что приводит к нереалистичным ожиданиям от практики, фанатичному усердию и неизбежной «шизотеризации». Из-за слабой связи с реальностью «шизотерик» неспособен подвергнуть критике свои ожидания, при крахе которых дело порой рискует дойти до психоза.

3. В-третьих, немалую роль играют такие факторы как низкий уровень интеллекта, критического мышления и нехватка навыков работы с информацией. «Шизотерики» часто испытывают огромные трудности с тем, чтобы подвергнуть разумной критике те или иные идеи. Они не могут сориентироваться в информационном потоке, выделив главное и отбросив второстепенное, что приводит к беспорядочному поглощению всего, что они читают и слышат. Вместо того чтобы выделять из каждого учения зерно здравого смысла, шизотерик «миксует» хаотично усвоенную им информацию, вырывая её из контекста. В результаты мы получаем абсурдную картину случайной компоновки противоречивых идей, которые восторженный шизотерик называет «Истиной»

4. В-четвёртых, несформированность навыков саморегуляции и внешний локус контроля. В шизотерике много людей, которые ищут лёгких решений своих проблем. Они не готовы прикладывать волевые усилия к тому, чтобы изменить что-то в жизни, и терпеть даже временный дискомфорт. Им проще надеяться на чудо, счастливый случай, дары богов и пророчества оракулов, чем признать свою ответственность за происходящее. Такие люди не видят, как порой сами создают себе проблемы, считая, что во всём виноваты порча, сглаз и злая судьба. При отсутствии контакта с собой шизотерик активно ищет внешних ответов на вопросы «как и зачем жить?». В подобном поиске и отказе от позиции хозяина собственной жизни он рискует попасть в цепкие лапы жадных до власти и денег «гуру».

В совокупности все перечисленные выше факторы риска дают картину человека, который страдает от неумения пользоваться внутренними ресурсами своей психики и пытается решить эту проблему внешними способами. В такой ситуации эзотерика становится для него иллюзией мгновенного исцеления или волшебной таблеткой от хронической душевной боли. С помощью эзотерики «шизотерик» надеется вмиг обрести всё то, чего ему не хватает, не приложив к этому ни капли личных усилий. Бывает и так, что, отчаявшись найти себя в социуме, «шизотерик» решает покинуть сферу реального мира, чтобы найти себя в «Альтернативной Вселенной». Такой подход только усугубляет проблему и расчёсывает шизотерику раны, поскольку любая серьёзная практика подразумевает ещё более трудные испытания, чем те бытовые проблемы, от которых пытается сбежать «шизотерик».

Существуют ли астрал, духи, боги, магия, демоны? Это скорее вопросы теологии, религии, той же самой эзотерики, на которые мы не будем отвечать в данной статье. Мы лишь ответили на вопрос, каким образом эзотерик становиться шизотериком, теряя связь с реальностью.

Но есть и конструктивное влияние эзотерики. И тому тоже много примеров. Так как проблема не в самой сути эзотерического или оккультного знания, а в людях, которые приходят в эзотерику. Такие люди встречаются и в православии, и в других религиях. Как и в религия, эзотерика даёт ключи, способы того, как наладить отношения с божественным, укрепить здоровье. К шизотерикам всегда было негативное отношение в эзотерическом сообществе, никому не хочется общаться с десоциализироваными с людьми, у которых проблемы во всех сферах жизни и которые несут бред, выдавая его за разговор о высоких материях.

Литература:

1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта, 1910.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология, 1986.

3. Пашковский В.Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей, 2006.

4. Телемский О. На Тёмной Стороне Луны, 2017.

5. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного, 2010.