Симбиотический характер

Как формируется симбиотический характер?

Формирование симбиотического характера происходит в возрастном промежутке от года до трёх лет, когда наиболее важной задачей для развития ребёнка становится сепарация и достижение автономии. При нормальном течении развития в этом возрасте ребёнок начинает отделяться от первичного слияния с материнской фигурой, заявлять о себе и о своём «я», формировать свои границы. Он начинает самостоятельно ходить, учится говорить, начинает проявлять себя и выражать первые агрессивные импульсы, когда ему что-то не нравится или когда он хочет побыть один, выйти из контакта с материнской фигурой.

Если мать с пониманием и уважением относится к этому процессу отделения, ребёнок начинает формировать собственные границы и собственное «я». Если же со стороны матери присутствует сознательное или бессознательное стремление задержать ребёнка в состоянии симбиоза (возможно, из-за разлада в отношениях с отцом, собственной нереализованности или по другим причинам), со своей стороны она блокирует такие импульсы, реагируя на агрессию ответной агрессией, отдалением или игнорированием проявлений самостоятельности ребёнка. В то же время родители подкрепляют у ребёнка эмпатию, чувство долга перед близкими и любые стремления к слиянию, что делает такие формы адаптации устойчивыми, формируя симбиотический или зависимый характер.

Признаки зависимого или симбиотического характера

1. Трудности с поиском собственной идентичности, тенденция обретать себя только в контакте с другими людьми. Симбиотическая личность страдает рассогласованностью и отсутствием контакта со своим настоящим «я», мучаясь отсутствием ответов на вопросы о том, кто она, что ей интересно, чего она хочет, что думает по тому или иному поводу. Внутреннее состояние такой личности в одиночестве характеризуется пустотой и отсутствием мотивации на какую-либо деятельность. Симбиотический человек может продуктивно действовать только в контакте с другим человеком, при наличии наблюдателя. Через Другого зависимый человек находит себя, порой некритично перенимая его чувства, мнения, суждения и модели поведения. Спасаясь от пустоты, симбиотический человек надевает на себя маску другого, временно решая проблему поиска и обнаружения себя.

2. Внутренний конфликт между паническим страхом перед свободой и автономией и стремлением к ним. Сливаясь с другими, симбиотическая личность теряет себя в контакте, поскольку с трудом ощущает собственные и чужие границы. Из-за запрета на проявление агрессии и проявления своего «я» ей свойственно чрезмерно уступать другим, до полного растворения собственной личности в другом человеке. Нередко в таких отношениях проявляются тенденции симбиотической личности к соперничеству, которые выражают попытку её психики разрешить детскую проблему отделения. Но в то же время любые амбиции могут пугать зависимую личность, т.к. ей кажется, что они могут причинить вред другим и заставить других от неё отвернуться.

3. Смазанность границ в контакте с другими людьми. Зависимая личность искренне не понимает и не может прочувствовать, где заканчивается она и начинается другой человек. Из-за чрезвычайно развитой эмпатии ей свойственно проявлять по отношению к другим людям особую чуткость и чувствительность к любым их реакциям вплоть до полной идентификации с чужими эмоциями и неразличения своего и чужого. Такая особенность затрудняет истинную близость, для которой необходимо наличие двух отдельных «я» со своими границами, которые могли бы приблизиться друг к другу. Если этих «я» нет, отношения изначально становятся пронизанными внутренними конфликтами и причиняющими огромный душевный дискомфорт, когда невозможно быть вместе, но и невозможно прервать связь.

4. Запрет на выражение агрессии и собственной индивидуальности. Симбиотическая личность испытывает панику в моменты, когда ощущает различия между собой и значимыми для неё людьми, и ей легче прогнуться и принять чужую точку зрения, чем заявить о том, что она с чем-либо не согласна, поскольку существует идущий из детства страх покинутости и брошенности при выражении своего «я». Такая стратегия приводит к накоплению огромного количества невыраженной агрессии и невысказанных «нет», которые норовят прорваться в кризисные моменты отношений с другими людьми и полностью разрушить их. Зависимая личность долго не выражает агрессию, боясь, что она окажется слишком деструктивной для окружающих людей и уничтожит сложившуюся связь.

5. Высокая степень приспособляемости и социальной желательности. Зависимая личность в своём поведении в социуме напоминает хамелеона, который принимает окраску среды, в которую он попадает. Не имея чётко определённых взглядов, мнений и убеждений, не зная о том, кто она есть и какая она, такая личность является достаточно неустойчивой и податливой для влияния и манипуляций других людей. В контакте с другими такой человек нередко ощущает собственную слабость и приписывает довлеющее воздействие другому, которому ей нечего противопоставить. Симбиотические личности часто строят близнецовые отношения с другими, в которых полностью отражают другого человека, создавая иллюзию исключительного сходства и единомыслия, чтобы быть ценными для значимых людей и принятыми ими.

Психотерапия симбиотической личности

В психотерапевтической работе с симбиотической личностью важно распознать зачатки того индивидуального «я», которое в таком человеке было с детства подавлено. А возвращение вытесненного «я» невозможно без установления контакта с собственной агрессией и собственными желаниями. Кроме того, важно обучать клиента не только вовремя распознавать агрессивные импульсы внутри себя, понимать их причину и принимать их, как естественные сигналы об опасности, но и выражать их адекватно ситуации. Психологическая работа с симбиотическим клиентом направлена на формирование границ и умения поддерживать тонкое равновесие между близостью с другими и контактом с собственным внутренним центром, со своим «я».