Deprecated: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls in /home/admin/web/psykonsultacii.ru/public_html/common/data/lib/Zend/Cache/Backend.php on line 66
Психологические услуги - Мария-Луиза фон Франц "Миф Юнга для современного человека". Глава 9. Утреннее и вечернее знание человека. Продолжение

Мария-Луиза фон Франц "Миф Юнга для современного человека". Глава 9. Утреннее и вечернее знание человека

<< К началу главы

Поразительно, что рассмотренные выше критические замечания исходят из столь разных источников, однако сходятся в одной и той же точке: а именно, касаются нежелания Юнга придерживаться абсолютно метафизической истины. Юнг всегда высказывал вполне однозначное мнение в противовес требованиям такого рода: «Я думаю, что ввиду ограниченности человеческого знания, наши метафизические понятия представляют собой исключительно антропоморфные образы и мнения, которые выражают трансцендентные факты лишь частично или только гипотетическим образом». [78] Довольно часто мы на собственном опыте обнаруживаем, что наши представления о физическом мире оказываются недостаточными. Более того, у нас возникает вопрос: кто же прав в этом бесчисленном множестве различных «метафизических истин»? Ничто не свидетельствует в пользу того, что крайняя неопределённость каждого из таких утверждений лучше их безграничного разнообразия. Тем не менее, сегодня, как и всегда, люди чувствуют необходимость делать такого рода заявления [79], поскольку они захвачены нуминозностью архетипа. Такие «воодушевляющие» заявления, однако, могут идти как от сердца, так и представлять собой полный вздор. Как известно, безумцы тоже могут провозглашать абсолютную истину. «В метафизической области «авторитетный» является синонимом «истинного», поэтому метафизические утверждения неизменно связаны с необычайно выраженной претензией на признание и авторитет». [80] Однако такие претензии не являются доказательствами истины. Поэтому более мудрым решением кажется подойти к этому вопросу скромнее и уделить серьёзное внимание нашему бессознательному психическому или психоидному [81] фактору [82].

Наши гипотезы являются попыткой двигаться наощупь, они смутны и не обеспечивают нас какой-либо уверенностью в том, что в конечном итоге они окажутся верными. Как наш внутренний мир, так и мир вокруг трансцендентен, что неоспоримо, как и наше собственное существование, тем не менее, утверждение о возможности непосредственного восприятия внутреннего архетипического мира столь же сомнительно, сколь сомнительно утверждение о возможности непосредственного восприятия внешнего физического мира. Если мы убеждены в том, что знаем истину в последней инстанции применительно к метафизическим вещам, это означает не более чем то, что нашими мыслями и чувствами завладели архетипические образы. [83]

Юнг был готов взять на себя ответственность за предельную человеческую свободу, свободу от внешнего и внутреннего принуждения. Принятие такой установки не влечёт за собой утрату подлинности внутренних переживаний или качества жизни, но позволяет оставаться терпимым и не пытаться распространять на других свой опыт или свои убеждения.

Естественно, из этого следует, что нет смысла поддерживать конфликтную ситуацию между представителями претендующих на метафизический авторитет идей и систем и развиваемой Юнгом психологической точкой зрения. Реакция Юнга выражала досаду, вызванную искажением или неправильным пониманием его мыслей. Продолжительный анализ единства сущности отца-короля и его сына в процессе алхимической трансформации [84] призывал человека верить в единый принцип до тех пор, пока его душа не наполнится содержанием. Проблема существует только в тех случаях, когда человек уже не в состоянии «верить» в свою собственную «истину», а, следовательно, начинает подвергаться сомнениям, из-за которых становится таким же агрессивным, как старый сказочный король, оборачивающийся злом и пытающийся убить нового героя времени ещё ребёнком, т.к. он боится, что тот сменит его. Однако в мифах он никогда не добивается своего. [85] С другой стороны, ребёнок-герой обычно не пытается противостоять ему с помощью силы (или пытается достаточно редко, в целях самообороны), потому что, в отличие от отца-короля, он несёт свою собственную антитезу, тень в себе самом; только таким образом он может выразить свою подлинную внутреннюю целостность.

В настоящее время новый образ целостности начинает зарождаться на пороге коллективного бессознательного в символе «солнечной женщины» [86], дающей рождение и вновь забирающей на небеса. «Высший и «целостный» человек произошёл от «неизвестного» отца и был рождён Мудростью.  В образе вечного юноши он обладает изменчивым ликом – то белым, то чёрным («vultu mutabilis albus et ater»), что отражает нашу целостность, превосходящую сознание (трансцендентную сознанию). Он был тем самым мальчиком, в которого пришлось превратиться Фаусту, отказавшись от собственной раздутой односторонней установки, позволяющей видеть дьявола только снаружи». [87]

В одном из своих исследований я пыталась показать, что отмечаемый в настоящее время разрыв между поколениями произрастает из этой архетипической основы. [88] Молодёжь в значительной степени идентифицирует себя с «божественной юностью», а старшее поколение – «со старым королём», результатом чего является горькая и бессмысленная борьба. Трансформация короля в его молодого сына невозможна, если феминный принцип слишком слаб или отсутствует, что проявляется, когда отсутствует принцип Эроса. Фактически, это тот случай, когда мужская Анима является недифференцированной и бессознательной, и когда женщина захвачена Анимусом, ослабляющим её естественную женственность. Именно тогда старый и молодой король вступают в конфликт.

Я отчётливо осознала это, когда оказалась в Париже во время проходящего там крупнейшего студенческого восстания. В глубине души я была на стороне студентов, но затем я увидела полицейских, сидящих в своих бронированных автомобилях и уныло наблюдающих за происходящим. Это были простые ребята, которые чувствовали бы себя гораздо лучше, если бы остались дома со своими Иветтами и Маделинами. Нет, ничто не осуществляется исключительно силой или на уровне одного маскулинного Логоса! Вот почему Юнг повернулся спиной ко всему фаустовскому давлению, «которое видит дьявола только снаружи», и удалился в свою крепость, святилище Филимона, оставаясь непреклонным защитником вечных и неотъемлемых прав человека. В его установке не было ничего мученического или жертвенно сентиментального; он должен был обратить внимание на ту бесчестность, которую однажды заметил. Он защищался, когда на него нападали, но никогда не использовал силу или интриги для того, чтобы продвинуть свою точку зрения. Он любил цитировать старую китайскую пословицу: «Если мудрый человек не был услышан на собрании, он удаляется в своё загородное имение». У Юнга не было своего загородного имения, но он вернулся к простой и скромной жизни в своей каменной башне на Цюрихском озере.

 

Примечания:

1. Город Бога, Книга XX, Глава 7. Также см. Комментарий Августина к Первому посланию к Фессалоникийцам и комментарий Юнга в книге «Дух Меркурий» , CW 13, pars. 299ff.

2. Или, согласно Юнгу, «то … что проявляется через эго субъекта», см. ibid., par. 301.

3. Город Бога, XI.7.

4. Ibid., XI.8.

5. "Дух Меркурий", CW 13, par. 301.

6. См. A. M. Хаас, Nim din selbes war.

7. Брихадараньяка Упанишад, IV, 3, 2-9, перевод R. E. Hume, Тринадцать основных Упанишад, с. 133-134.

8. "Меркурий» par. 302.

9. Четвёртый в группе – король.

10. Например, в сказке Братьев Гримм «Три золотых волоса Дьявола» или в сказке «Фердинанд Правдивый и Фердинанд Лживый».

11. В Древнем Египте этот мотив имел достаточно длительную предысторию, уходящую в корни идей древней Африки, а также встречается в богословии древних восточных королевств. Подробнее см. «Золотую ветвь» Фрайзера, часть 4, с. 331ff и «Mysterium Coniunctionis» Юнга, CW 14, pars. 349, а также указанную в данной книге литературу.

12. См. ibid., pars. 364ff.

13. Ibid., par. 516.

14. Ibid., par. 375.

15. Cм. введение к «Постижению истории» Арнольда Тойнби», «Взлёт и падение культур», первые 50 страниц.

16. См. И. Ричард Эванс «Беседы с Карлом Юнгом», с. 115. Юнг продолжает: «… иногда это бывают символы, о которых вы вовсе никогда не думали. Например, как вы знаете, символом России, Советской Республики была красная звезда. Сейчас это пятиконечная красная звезда. У Америки есть символ пятиконечной белой звезды. Эти страны враждуют и не могут договориться о чём-то совместном. По крайней мере, 2000 лет назад в Средневековье красный и белый цвета были парой, и, в конечном счёте, они были обречены на объединение. Сейчас Америка представляет собой своего рода матриархат, поскольку большая часть американских денег находится в руках женщин, а Россия является страной отца, это патриархат. Таким образом, отражением этих двух символов являются мать и отец. Используя терминологию Средневековья, они включают в себя белую женщину, «femina alba» и красного рыцаря, «servus robeus». Эти две фигуры любовников поссорились друг с другом (см. К.Г. Юнга).

17. Эон, CW 9 ii, pars. I15fF.

18. Memories, с. 213/202.

19. Эон, par. 170.

20. Ibid., par. 2S5.

21. Ibid., par. 170.

22. lbid., pars. 195if.

23. Ibid., pars. 196ff.

24. Упомянуто Юнгом в «Эоне» (par. 208) без указания сновидца.

25. Ibid., par. 197.

26. Ibid., pars. 213-14.

27.Ibid., par. 243.

28. Ibid., pars. 408ff.

29. См. «Мистериум» Юнга, par. 471: «По этим же причинам король нуждается в обновлении, которое начинается с его спуска в собственную тьму, погружения в собственные глубины и с напоминания о том, что он связан со своим противником одной кровью».

30. Ibid., pars. 472ff, 483.

31. Evans, Conversations, с. 68.

32. Ibid., с. 83.

33. Ibid., с. 68.

34.  Необычным и несколько грубым из последних примеров является Shulamith Kreitler's Symbolschopfung und Symbolerfassung, с. 32ft.

35. См., например, Sigmund Biran, Die ausserpsychologischen Voraussetzungen der Tiefenpsychologie. Biran даже не упоминает Юнга. Также см. книгу Fritz Jiirgen Kaune, Selbstverwirklichung.

36. См. Evans, с. 108-109.

37. См. «Психологию и религию» Юнга CW 11, par. 5.

38. Гераклит.

39. «Ответ Иову», CW 11, par. 555 (прим. автора).

40. Ibid., par. 557.

41. См., например, Max Frischknecht «Die Religion in der Psychologie

non C. G. Jung», где Юнг обвиняется в атеизме; и J. Roosli, «Der Gottes- und Religionsbegriff bei C. G. Jung», Schweizerische Kirchenzeitung, 112 (1944), с. 302-304. Также см. ответ Hans Schar в «Religion and the Cure of Souls in Jung's Psychology».

42. «Ответ Иову», par. 558 (italics added).

43. Последнее предложение «Психологии и религии», CW 11, par. 168.

44. «Психология и алхимия», CW 12, par. 15.

45. См. эссе «Zur Psychologic des Unterbewussten», Gloria Dei, 2, Part 3 (1947/48); также Frei, «Imago mundi», с. 40ff, 148ff.; и Frei, "C. G. Jung zum 70. Geburtstag," Schweizer Rundschau, 45 (Июль, 1945), с. 312.

46. Католическая мысль и современная психология.  

47. «Бог и бессознательное в душе и психике».

48. «Психотерапия и религия»; «Невроз и религия»; и «К.Г. Юнг и религия»,  «Психотерапия и религиозный опыт».

49. Индивидуация: «Исследование глубинной психологии Карла Густава Юнга»; Реализация: «Антропология пастырского попечения»; «Диалог между глубинной психологией и католической теологией», Festschrift fur W. Bitter; Personate Seelsorge, Tiefenpsychologie und Seelsorge.

50. Например, Raymond Hostie, S.J., «Religion and the Psychology of Jung». Также см.  Walter Bernet, «Содержание и пределы религиозного опыт». См. также Rudolf Affemann, «Вопросы глубинной психологии и подлинной веры», «Евангелическая теология», с. 311ff.; David Cox, «Jung and St. Paul»; H. L. Philp, «Юнг и проблема зла».

51. «Психология и алхимия», CW 12, par. 17. См. Felicia Frobose, «Trdume—eine Quelle religioser Erfahrung?»; J. A. Sanford, «Dreams: God's Forgotten Language».

52. "C. G. Jungs Erfahrungen in theologischer Sicht," Theologische Zeitschrift der theologischen Fakultat der Universital Basel, 19:15 (Сентябрь/Октябрь 1963).

53. Der Mensch und die Machte des (Jnbetuussten; and "Tiefenpsychologie

als Hilfswissenschaft der praktischen Theologie," Wege des Menschen, 21:4 (Апрель, 1969).

54. Tiefenpsychologie, Theologie und Seelsorge; and Das Leib-Seele- Problem in theologischer Sicht.

55. "Das Evangelium und das Geheimnis der Seele," Zeitschrift fur systematische Theologie, 21 (1950), с. 4I9AF.

56. «Psyche und Mysterium» Zacharias, пришедшего из восточной церкви.

57. См. Ulrich Mann, "Symbole und tiefenpsychologische Gestaltungsfaktoren der Religion," Grenzfragen des Glaubens, с. 153ff; "Tiefenpsychologie und Theologie," Lutherische Monatshefte, 4 (1965), с. 188ff; "Quaternitat bei C. G. Jung," Theologisch-Literaturzeitung, 92 (1967), с. 33Iff. On the transformation of the God-image cf. Georg von Gynz-Rekowski, Symbole des Weiblichen im Gottesbild und Kult des Alten Testaments.

58. Religion and the Cure of Souls in Jung's Psychology; Seelsorge und

Psychotherapie.

59. См. его выступление на посвящённой Юнгу памятной встрече, Декабрь, 1961, в мемориальной книге клуба Аналитической психологии в Нью Йорке, с. 28ff. Также см. Аниелу Яффе «Миф смысла», с. 104-105.

60. В связи с этим см. Ulrich Mann, "Hermeneutische Entsagung," in "Seelsorge als Lebenshilfe," Uhsadel-Festschrift.

61. Mann, Theogonische Tage, с. 64ff, 646. Превосходное и глубокое обсуждение вазимосвязи между Юнгом и протестантской теологией представлено у Герта Химмеля в «Theologische Anthropologic und die Wirklichkeit der Psyche». Hummel неправильно понимает Юнга, рассматривая его лишь с одной точки зрения. Он возражает Юнгу в вопросе использования терминов «компенсация» и «комплементарность» в качестве параллельных концептов. Но в психологии (не в физике!) они параллельны.  «Компенсация» означает балансирование для сохранения целостности; «комплементарность» означает то же самое с дополнительным нюансом – комплементарные друг другу части логически не совместимы с другими. В мысли Юнга не существовало понятия "identitare Wirklichkeitsiiberhang". Однако психологическая и теологическая герменевтика дополняют друг друга  (с. 311) и обе могут быть признаны. Также см. обширную библиографию "Юнг и теология", James W. Heisig, Весна, 1973, с. 204ff.

62. Memories, с. 340/313.

63. См. красивую интерпретацию христианского символизма Hugo Rahner в «Греческих мифах и христианской мистерии».

64. На мой взгляд, очень печально, что в современном католицизме заметно проявляются рационалистические тенденции, подрывающие высочайший смысл ритуала, который обеспечивается его символизмом. Демифологизирующие тенденции протестантизма приводят к духовному спаду, который нуждается в более глубоком осмыслении.

65. CW 11, pars. 296-448.

66. Cf. "The Psychology of the Transference," CW 16, par. 392.

67. Ibid., par. 397.

68. Письма к Гербарду Фраю, 29 апреля 1944, цитируемые Gloria Dei,

с. 249.

69. См. "Psychotherapists or the Clergy," CW 11, pars. 516ff. В  интервью BBC с John Freeman ("Face to Face") Юнг сказал: «Я не верю, я знаю» (In C. G. Jung Speaking.). Также см. его письмо к Gerhard Zacharias, 24 агуста 1963, цитируемое в Psyche, июль 1964, с. 763. Также см. James W. Heisig, "Юнг и теология", весна, 1973, с. 204-211.

70. См. J. Evola, La Tradizione ermetica.

71. "Note sur Jung et l'Alchimie," Le Disque vert, с. 107.

72. The Forge and the Crucible, с. 199ff.

73. Элиаде заходит достаточно далеко в своих попытках выразить абсурдное мнение, состоящее в том, что психологические факты состоят из бессознательных подражаний метафизической реальности алхимического опуса. Он не говорит о том, как это можно было бы продемонстрировать на примере.

74. Например, см. Eleanore Lauterborn, Suiami Omkarananda und C. G. Jung.

75. Особенно с. 13911.

76. См. A. V. Vasavada, "Место психологии в Философии" Индийский Философский Конгресс, 38 собрание, 1964.

77. См. Samiran Bannerjee, "Prof. Dr. C. G. Jung," Psychotherapy

1:14 (1956), и особенно Padma Agrawal, «Символизм: Психологическое исследование». См. также Gerhard Wehr, "Ostlicher Geist und westliches Denken bei C. G. Jung und Rudolf Steiner," Zeitwende, 6 (ноябрь, 1972), с. 372ff.

78. Mysterium, par. 781.

79. См. ibid., par. 782.

80. Ibid., par. 784.

81. Подобный психическому.

82. См. Mysterium, par. 786.

83. lbid., par. 787.

84.  Эссе Джеймса Хиллмана «Психология: монотеистическая или политеистическая» весна, 1971, pp. 193ff.,  на эту тему кажется мне не самым удачным. Выводы Хиллмана основаны на ошибочном предположении о том, что монотеизм Самости представляет собой старого короля, и политеизм Анимуса и Анимы - сына, что исторически не оправдано. Например, на ранних стадиях израильского монотеизма нет психологии Сенекса, что также верно для монотеистической реформы Эхнатона в Египте или для раннего стоического монотеизма. С другой стороны, поздний политеизм Рима в качестве государственной религии представляет собой чистое выражение Сенекса. Любая религия в любое время может оказаться на стадии жесткой ригидности или восходящего импульса молодости. Следовательно, все, что разработал Хиллман на основе этого тезиса, на мой взгляд, достаточно спорно.

85. Например, см. сказку Братьев Гримм «Три золотых волоса Дьявола».

86. «Ответ Иову», CW 11, par. 743.

87. Ibid., par. 742 (прим. автора).

88. Религиозные аспекты проблемы puer aeternus освещены в книге М.-Л. Фон Франц «Архетип», Der ArchetypjThe Archetype, с. 141ft.; «Проблемы вечного юноши»; а также в комментарии к «Das Reich ohne Raum» Bruno Goetz.

 

Перевод Татьяны Ивановой. Опубликовано на сайте Касталии: http://castalia.ru/posledovateli-yunga-perevody/2031-mariya-luiza-fon-frants-mif-yunga-dlya-sovremennogo-cheloveka-glava-9-utrennee-i-vechernee-znanie-cheloveka.html