Судьба или свобода?

Автор статьи - Иванова Т.А.

В жизни человека бывают разные периоды, и часто в процессе кризисов, однотипных ситуаций, при тщетных усилиях что-либо изменить он задаёт себе закономерный вопрос: «А вдруг это судьба, и нужно просто смириться?». Так что же такое судьба, и какова степень нашей свободы? 

В психологии считается, что большая часть жизни человека определяется его характером и жизненными сценариями. Характер – это то, как мы реагируем на происходящие с нами события. Он складывается из наших установок, моделей поведения и взглядов на жизнь. К примеру, один человек при возникновении опасности конфликта предпочтёт отойти в сторону, другой – начнёт активно бороться за свои права. Такие модели вырабатываются в результате взаимодействия наших врождённых физических и психических характеристик с условиями внешней среды. И если условия развития человека были благоприятны, у него формируется сильный характер. Такой человек уверен в себе, способен ставить перед собой чёткие цели и проявлять упорство в их достижении. При отсутствии или нехватке позитивного опыта достижений или преодоления трудностей может развиться хроническая неуверенность в себе, которая влечёт за собой нерешительность, постоянные сомнения и тревоги. Получается, в одних и тех же ситуациях два человека с похожими психофизиологическими особенностями, но различным багажом жизненного опыта будут вести себя по-разному. Например, один выберет рискнуть, а другой – даже не связываться. На этот опыт в дальнейшем будут накладываться новые решения и выборы, на них – другие, и так далее. 

Другой аспект темы судьбы – это те сценарии, которые мы усваиваем в нашей детско-родительской семье. Они представляют собой формы поведения и способы реагирования, которые были приняты в повседневном общении между родителями, и то, как они обращались с ребёнком. К примеру, если на ребёнка с ранних лет была возложена функция жертвы, он усваивает эту модель, поскольку в детстве очень сильная потребность в любви и внимании. И если эту потребность можно удовлетворить лишь, будучи жертвой, в дальнейшем человек привыкает к этой роли и на бессознательном уровне считает, что любить его можно только тогда, когда он жертвует своими интересами ради других, либо позволяет им плохо обращаться с собой. 

И третий аспект – это наши ценности. То, что нам очень нужно, важно и составляет глубинный смысл нашей жизни. Именно внутренние стремления, мотивации и личностные смыслы в совокупности представляют собой ядро судьбы человека. Это занятия, которым он предаётся с радостью, цели, которых он обязательно хочет достичь, и всё, что необходимо ему для комфорта и ощущения высокого качества жизни. Например, для одного человека очень эмоционально заряженной является профессиональная сфера, ему важно найти своё место в ней, реализоваться и получить признание. Для кого-то другого на первом месте может стоять семья. Как правило, ведущих ценностей у человека немного, и они могут затмевать собой другие, менее важные смыслы, либо вступать с ними в конфликт. Логично предположить, что эмоциональная заряженность некой темы или сферы жизни влечёт за собой колоссальные затраты ресурсов на то, чтобы в ней всё было в порядке, и если эти ресурсы направлены на что-то одно, их может не хватать на что-то другое. За каждым «не могу» обычно стоит «не хочу», и часто это вопрос бессознательного выбора – что для человека на самом деле важнее. 

Обращаясь к психологу, клиент вносит в работу свои привычные проблемы и устоявшиеся способы справляться с ними. В большинстве случаев арсенал этих способов невелик, и ключевые проблемы вращаются вокруг одной-двух самых значимых тем. Задачей психолога в этом случае является расширение возможностей человека, благодаря которому он учится выбирать. К сожалению, значительная часть выборов, которые мы делаем, нередко осуществляется бессознательно или по привычке. Такие выборы и превращаются в судьбу, поскольку в них человек действует по инерции, а за этими действиями стоят чужие выборы. Например, «я выбрал свою профессию под влиянием отца» или «я рано вышла замуж, потому что этого хотела моя мать». В психологической работе благодаря процессу осознания удаётся вскрыть, как человек выбирает ту или иную линию поведения и чему в своей жизни он позволяет быть, а чему – нет. В процессе психотерапии личность становится более гибкой и осознанной, что, в свою очередь, открывает перед ней возможность выбора в тех обстоятельствах, в которых у неё раньше даже не было мысли об этом. Понимая, чего он хочет и как он сам препятствует своему счастью, человек учится выбирать, что для него важнее – безопасность или риск, постоянство или изменения, традиции или свой личный путь. И когда этот выбор становится осознанным, клиент обретает силы для того, чтобы изменить свою судьбу. 

В целом, вопрос судьбы тесно связан с темами выбора и ответственности человека за то, что с ним происходит. Если он не готов взять на себя ответственность и приписывает её внешним факторам, в психологии это называется внешним локусом контроля, и тогда человек действительно живёт под влиянием того, что пассивно и без участия с его стороны определяет его судьбу. Это могут быть внешние события, психотип, детская история, окружающие люди и так далее. Если же личность готова взять свою жизнь в собственные руки и принять ответственность за то, что она выбирает, ей открывается путь свободы. Таким образом, решение о том, принимать ли судьбу такой, какая она есть, или пытаться изменить себя и свою жизнь, – это тоже вопрос выбора.

Публикация в Мocкoвcкoм Инcтитутe Милтoнa Эpикcoнa: https://vk.com/wall-160649043_107